Самопрезентация


Самопрезентация
(англ. self-presentation) - акт самовыражения в процессе О., направленный на создание опр. впечатления о себе у аудитории, в кач. к-рой может выступать как отдельный человек, так и группа людей. В англоязычной литературе наряду с термином С. используется понятие «управление впечатлением». Теорет. базой для развития исследований С. послужили труды представителей символического интеракционизма Дж. Г. Мида, Ч. Кули, Г. Блумера, И. Гофмана, к-рые впервые исследовали закономерности социальной перцепции в процессе межличностного взаимодействия. Наиболее существенный вклад в изучение механизмов самопрезентации внес И. Гофман, создав концепцию социальной драматургии, в к-рой он рассмотрел процесс С. через исполнение человеком социальных ролей. Он проанализировал, как взаимодействует команда исполнителей опр. ролей и публика, на к-рую это исполнение направлено. Одной из центральных задач исследования С. является выявление стратегий С., под к-рыми понимается совокупность поведенческих актов личности, разделенных во времени и пространстве, направленных на создание опр. образа в глазах окружающих. Стратегия С. включает в себя ряд отдельных тактик (приемов создания желаемого образа). Э. Джонс и Т. Питтман в 1982 г. создали одну из первых классификаций стратегий С. Она включает 5 стратегий: инграциация (цель - казаться привлекательным); самопродвижение (демонстрация компетентности); примерность (цель - казаться морально безупречным); запугивание (демонстрация силы); самоуничижение (демонстрация слабости с целью получения помощи). Существуют и др. классификации стратегий С. К наиболее известным тактикам позитивного С. следует отнести тактику ассоциирования себя с известными людьми, описанную Р. Чалдини. Тактика выученной беспомощности, изучавшаяся М. Селигманом, состоит в том, что человек умышленно изображает неспособность к требующимся от него действиям или поступкам в расчете на то, что окружающие люди ему помогут. Психологически близкой к ней является тактика создания искусств. препятствий самим человеком на пути к достижению цели, к-рая избавляет человека от объяснения причин своей неудачи. Тактика ложной скромности тоже значительно повышает позитивность образа человека, особенно в тех культурах, в к-рых ценится самоограничение (напр., в Японии, Китае, России). Но та же тактика в США принесет человеку противоположный эффект, поскольку там принято открыто заявлять о своих успехах и способностях. М. Лири описал тактику красования, целью к-рой является демонстрация своего привлекательного внеш. вида. В англ. языке она получила название «адонизация» по имени мифологического героя Адониса, к-рый был влюблен в самого себя. В зарубеж. психологии получила большое распространение концепция самомониторинга М. Снайдера, в основе к-рой лежит представление о 2 крайних типах отношения к С. Лица с высоким уровнем самомониторинга стремятся постоянно контролировать свое публичное поведение, в то время как лица с низким уровнем самомониторинга мало заботятся о том, как их воспринимают окружающие люди. Он связывает склонность к самомониторингу с конформизмом, несамостоятельностью, большей зависимостью от мнения окружающих людей. В то же время эти люди более эффективно справляются с социальными ролями, легче и адекватнее выбирают стратегию С., к-рая соответствует каждому конкретному случаю. Большое число исследований посвящено средствам С., в кач. к-рых выступают внешность субъекта С., его речевое поведение, команда (люди, помогающие ему в создании образа) и декорации (интерьер, в к-ром осуществляется С.). В отеч. психологии визуальная самоподача образа Я исследовалась Е. А. Петровой с позиции психосемиотического подхода. Самоподача образа Я реализуется с помощью 3 семиотических систем: габитуса (физич. облик, особенности лица и тела), костюм (оформление внешности: одежда, обувь, аксессуары, прическа) и кинесики (мимика, походка, жест). Е. А. Петрова разработала каталоги визуальных знаков и их значений для каждой из этих систем и исследовала их использование в коммуникативной деятельности разных групп испытуемых. В настоящее время развивается науч. направление имиджелогии, целью к-рого является изучение закономерностей создания и функционирования персональных, групповых и предметных имиджей. В рамках этого направления изучаются прикладные аспекты С. В частности, Е. В. Михайлова и К. О. Бреннер разработали процедуру тренинга С., рассчитанную на широкий круг людей, желающих оптимизировать свои отношения в деловой и дружеской сферах О. Лит.: Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни М., 2000. Михайлова Е. В. Самопрезентация: теории, исследования, тренинг. СПб., 2007; Петрова Е. А. Знаки общения. М., 2001; Шкуратова И. П. Самовыражение личности в общении // Психология личности. М., 2007; Jones E. E., Pittman T. S. Toward a general theory of strategic self-presentation // Psychological Perspectives on the Self. V. 1. Hillsdale. N. Y.: Lawrence Erbaum, 1982; Leary M. R., Kovalsky R. M. Impression management: a literature review and twocomponent model // Psychological bulletin, 1990, V. 107, № 1. И. П. Шкуратова

Психология общения. Энциклопедический словарь. — М.: Когито-Центр. . 2011.

Синонимы:

Смотреть что такое "Самопрезентация" в других словарях:

  • самопрезентация — сущ., кол во синонимов: 1 • презентация (6) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • Самопрезентация — Восприятие (перцепция, от лат. perceptio) познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. Содержание 1 Свойства восприятия 2 Факторы восприятия 2.1 Внешние …   Википедия

  • Самопрезентация — (лат. praesentantis – представляющий) – 1. процесс представления себя, своих качеств другим людям с тем, чтобы узнавать их мнение о себе и формировать то или иное отношение к себе со стороны окружающих. Является, как считают социальные психологи …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ — Совершенно буквально – процесс представления себя в отношении социально и культурно принятых способов действия и поведения. Здесь подразумевается, что этот процесс основывается на использовании определенных стратегий, разработанных для того,… …   Толковый словарь по психологии

  • Самопрезентация — – старание индивида составить определенное представление о себе в сознании других …   Словарь-справочник по социальной работе

  • САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ — презентация возможностей и способностей претендента на рабочее место …   Словарь по профориентации и психологической поддержке

  • позитивная самопрезентация — ед.   См. статью прагматикон личности …   Учебный словарь стилистических терминов

  • Восприятие — Для улучшения этой статьи по психологии желательно?: Проставив сноски, внести более точные указания на источники. Восприятие, пер …   Википедия

  • Ошибки восприятия — Восприятие (перцепция, от лат. perceptio) познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. Содержание 1 Свойства восприятия 2 Факторы восприятия 2.1 Внешние …   Википедия

  • Перцепция — Восприятие (перцепция, от лат. perceptio) познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. Содержание 1 Свойства восприятия 2 Факторы восприятия 2.1 Внешние …   Википедия

Книги

Другие книги по запросу «Самопрезентация» >>